|
|
Главная » 2010 » Февраль » 27 » Словарь жанров,стилей и направлений
19:44 Словарь жанров,стилей и направлений |
ACID HOUSE
- второе поколение "хауса", порожденное атмосферой Чикаго. От других
направлений данное отличается обилием триповых синтезаторных звуков а
также более глубоким психоделическим саундом. Весьма важным фактором
является практически полное отсутствие вокала
ACID JAZZ - стиль танцевальной музыки, получивший
особое распространение с начала 90-ых. Его истоками можно назвать
"фанк", "соул" и танцевальные традиции 70-ых, а прямым предком по части
психоделичности - ACID ROCK. С точки зрения сугубо музыкальных
характеристик "эйсид джаз" - понятие размытое. Определяющими являются
чёткое риффовое мышление, сочетание рационально-танцевальных частей с
импровизациями, насыщенное и в то же время мягкое звучание. Чёткие
квадратные структуры в темпе где-то от 88 до 116 bpm, большое
количество живых инструментов в соединении с электронными
саундэффектами - вот что отличает эйсид джаз от собственно джаза, фанка
и дэнс-музыки.
AMBIENT
- музыкальный стиль, который появился в 70-ые
годы. Термин, как и концепцию, ввёл Брайан Ино. Для стиля характерна
неконкретность любых составляющих: неконкретные мелодии, неконкретное
движение, часто полное отсутствие ритма. Фактически, это вообще не
музыка в классическом её понимании, а набор шумов, размноженных дилеями
и подчёркнутых реверберацией.
AVANTGARD
- Авангардный рок, это понятие, возникшее в середине
60-х годов, вобрало в себя все, что развивалось под влиянием джаза,
рока, фолка. Ярчайшие представители этого течения - "Velvet
Underground" и "Mothers Of Invention". Позже термином "Авангард" стали
обозначать различные нетрадиционные формы музыки.
ART ROCK
- под этим термином подразумевается такая
форма рока, в которой совмещаются электронное звучание, ритм-энд-блюз,
восточный и средневековый европейский фольклор, классика и джаз.
Арт-роковые группы исполняют многоплановые композиции и целые сюиты.
Своеобразными клише в этом стиле стали церковные оратории,
средневековые мадригалы, готические хоралы и симфонические вставки.
Характерные особенности - глубокий концептуализм, большая доля
инструментальной импровизационной музыки, продолжительные пьесы, далеко
выходящие за рамки поп-сингла. Не последнюю роль играет сценография, во
время концертов могут разыгрываться мини-спектакли. Среди
представителей этого стиля можно выделить такие коллективы, как "King
Crimson", "Yes", "Emerson, Lake & Palmer" и "Genesis". В
современной поп-музыке так же существуют термины "классик-рок",
"симфо-рок", "интеллектуальный рок", все они обозначают почти одно и
тоже, и четко разграничить их просто невозможно.
BALLAD
(баллада) - вокальная композиция, в основном,
повествовательного характера, из народно-бытовой культуры Англии
XVI-XVII веков. Для баллад характерно одноголосие, куплетно-песенная
форма, лаконичные ритмы. Время от времени интерес к этому жанру заметно
увеличивался, вследствие чего музыкальному миру известны шотландские
баллады, инструментальные баллады Шопена, джазовые баллады, рок-баллады
и так далее.
BARD
- (бард - слово кельтского происхождения) поэт и музыкант, исполнитель собственных песен.
BEAT
- этот стиль появился в начале 60-х, когда в
Америке волна увлечения рок-н-роллом пошла на убыль. В Англии, а точнее
в Ливерпуле, начали зарождаться сотни групп, которые играли в школах,
клубах и на танцах. Играли они тот же рок-н-ролл, но со свойственной
англичанам сдержанностью. Ярчайшим представителем этого стиля являются
ранние "The Beatles".
BIG BEAT
- основной отличительной чертой "биг-бита"
является специфическое звучание, создаваемое с помощью специальной
студийной техники, а также сильное утяжеление (по сравнению с трип- или
хип-хопом) основного грува и общей фактуры. "Биг-бит" комбинирует
фанковые грувы из хип-хопа, мощь рока и свинговые методики хауса. Под
"биг-бит" лучше танцевать, чем слушать его. Часто в музыкальных
изданиях "биг-бит" еще называют "chemical beats". Среди
отцов-основателей "биг-бита" называют "CHEMICAL BROTHERS". Если вы
слышите "жирную" басовую линию, отличную и от "techno" и "jangle" с
бас-бочкой на первую долю, если вы чувствуете сломанный пульсирующий
ритм, не сомневайтесь - это "биг-бит". Наиболее заметными и известными
представителями этого стиля можно назвать "EBOMAN", "PROPELLERHEADS",
"RHYTHM ACE".
BLUES
- этот стиль изначально представлял собой
сольное исполнение афроамериканцами лирических композиций,
преимущественно грустного характера. Умышленная монотонность и
повторение тактов, характерное для блюза, стали основой для
рок-н-ролла.
BREAK DANCE
- танец, появившейся в самом начале 80-х
годов в нью-йоркском квартале Бронкс. Его корни уходят в Африку, а
музыкальным сопровождением служит "рэп" и прогрессивная электронная
музыка. Основные движения: скользящие шаги, прыжки, вращение на полу, а
также всевозможные акробатические номера. К середине 80-х мода на брейк
почти полностью прошла, но в 90-х его опять вспомнили.
BREAKBEAT
- ("сломанный" бит) стиль, а если быть
точнее, целое направление, образовалось в начале 90-ых, стилистически
окончательно сформировалось в 1994 году. Местом его рождения принято
считать Великобританию, а основными городами, где этот стиль
первоначально получил наибольшее распространение, являются Лондон и
Бристоль. Название стиля вполне отражает его суть: никакой прямоты и
нежности. Часто термином "брейкбит" называют совершенно конкретную
агрессивную музыку в темпе около 130-140 bpm, с плотным гитарным
звучанием, с чёткими барабанными акцентами на 2 и 4 долю и вознёй в
районе 3-ей. Основным критерием для определения "брэйкбита" являются
чистые, практически ничем не обработанные барабаны и перкуссия (за
исключением разве что компрессии) и стандартный ритм 4/4.
Целеустремлённость звучания подчёркивается ощутимыми басовыми партиями,
с использованием аналоговых устройств типа "Roland TB-303". Иногда, для
окончательного пафоса, используются духовые инструменты или
симфонический оркестр.
BRISTOL SOUND
- "трип-хоп" из Бристоля заслуживает в
данном случае специального внимания. Наиболее известными и яркими
представителями данного направления являются: "MASSIVE ATTACK",
"PORTISHEAD" и Tricky. Этому стилю характерны медленный ритм,
базирующийся на "хип-хопе" в сочетании с элементами "реггей-даба" и
интересными электронными звуками.
CLUB MUSIC
- (клубная музыка) понимается ряд новых
направлений, которые стали модными в последнее время. Среди них - "acid
jazz", "drum-and-bass", "jungle" и другие. Общая особенность -
танцевальность, монотонность, использование технологии секвенсоров и
"лупов", возросшая роль диджея в создании музыки.
COUNTRY
- чисто американская музыка, которая
олицетворяет собой традиции белого населения США. Корни ее - в
фольклоре. Со времен "Дикого Запада" эти незатейливые песни о любви,
верности, дружбе и родном доме исполняются на банджо, гитарах и
маленьких скрипках "фидл". Такие знаменитые группы как "EAGLES" и
"CREEDENCE" многие свои идеи черпали именно из музыки в стиле "кантри".
DANCE MUSIC
(танцевальная музыка) - это прежде всего
электронная и сопутствующая ей музыка. Хотя, конечно, редкое
произведение сейчас создается без помощи компьютера или синтезатора.
Если Вы хотите сориентироваться в стилях, то лучший способ узнать стиль
той или иной танцевальной композиции - спросить у ее авторов или
посмотреть надпись на пластинке или компакт-диске. Дело в том, что
многие понятия настолько расплывчаты, что не подлежат четкой
структуризации.
DISCO
- музыкальный стиль, предназначенный в первую
очередь для танцев. Он появился в начале 70-х годов. Мелодия и
ритмический рисунок выстроен вокруг одинакового и частого такта ударных
(120 - 140 ударов в минуту). Самые яркие представители того времени -
"Boney'M", Donna Summer, "Bee Gees" и. т. д. В последствии стиль
"диско" стал отправной точкой для современной танцевальной культуры и
породил много модных стилей и направлений, основанных на применении
современных новейших музыкальных технологий.
DOWNBEATS
- музыкальный стиль, близкий к "хип-хоп",
расслабляющий, довольно медленный ритмический рисунок с мягким, теплым
басом. Данный термин появился в связи с публикациями в прессе рецензий
на инструментальный "хип-хоп". В январе 1998 года французская команда
"AIR" выпустила свой дебютный альбом "Moon Safari", который является
отличным примером данной категории.
DREAM-POP
- зародился в начале 80-х на основе
британской электронной психоделики "PINK FLOYD", эмбиента Брайана Ино,
"звуковых пейзажей" Роберта Фриппа, изысканий немецкого "краут-рока".
"Дрим-поп" создавал атмосферу некой загадочности, манящей и приятной
тайны, как бы идущей "из глубины времен". Представители этого
направления большое внимание удаляли аранжировкам, широко применяя
акустические, симфонические, "хоровые", а также абсолютно фантазийные
синтезаторные тембры, использовали элементы художественного языка
"классики" и фолка. Кроме того, не чуждались они "заходов" и в
поп-музыку. Воздушная, льющаяся, "атмосферная" гитарно-электронная
материя, объемный саунд с обилием разбросанных по стереопанораме
перкуссий, почти оперный, с характерным вибрато женский вокал явились
визитной карточкой лидеров "дрим-попа". Во второй половине 80-х на
основе "дрим-попа" выросло такое направление, как "Shoegazing",
характеризовавшееся более насыщенным гитарно-синтезаторным звучанием и
мрачноватым духом. С другой стороны, изыскания "дрим-попа" оказались
близки релаксационной музыке "нью-эйдж", а также некоторым направлениям
"хауса" ("дрим-хаус", "трип-хоп" и др.).
DRUM'N'BASS - одно из воплощений концепции
"брейкбита". Сформировался к началу 90-ых как стиль, где сочетается
басовая линия в темпе 80 bpm и обилие различных барабанов в темпе 160
bpm. Больше ничего. Из-за темперамента барабанов этот стиль
воспринимается как танцевальный, из-за более медленной (часто с
реггийным характером) линии баса его можно принимать как расслабляющую
музыку. Постепенно к этому стилю стали добавляться красивые, иногда
меланхоличные мелодии. Короче говоря, к середине 90-ых "Drum'n'bass"
медленно, но уверенно трансформировался в интеллиджент джангл.
DUB - этот музыкальный стиль чаще всего используют для оформления
чил-аута. Его главной отличительной чертой является сочный, яркий,
громкий бас, ведущий чёткую, хотя и аккомпанирующую линию. Ешё одна
особенность - медленный ломаный ритм и большое количество ревербирации.
ELECTRONIC MUSIC
- музыкальная школа ориентированная в
первую очередь на изучение и применение возможностей звукосинтеза,
создание абсолютно новых, ранее не слышанных, искусственных тембров.
Исторически почва для возникновения электронной музыки была
подготовлена развитием сонорной трактовки звука в произведениях
композиторов первой половины ХХ века. Электронная музыка возникла в
Германии и впервые заявила о себе в 1951 году, когда на Летних курсах
современной музыки в Дармштадте В. Майер-Эпплером был продемонстрирован
образец монтажа "электрозвуков". Крупнейшие представители электронной
школы - немцы Херберт Аймерт, Карлхайнц Штокхаузен, Ханс Вернер Хенце,
французы Анри Пуссёр, Пьер Булез, итальянцы Бруно Мадерна, Лучано
Берио, японец Тосиро Маюдзуми и др. Представители электронной школы
оперируют со звуком на уровне его праосновы - то есть обертонового
ряда. Достижения электронной школы сильно повлияли на поп-, рок- и
современную танцевальную музыку.
FUNK
- направление, зародившееся в среде черных
исполнителей как продолжение музыки "соул", но на иной, более жесткой
ритмической основе. В конце 60-х стало заметным фактором в борьбе
американских негров за свои права. Легло в основу музыки "фьюжн",
"мотаун", "хип-хоп" а также некоторых форм современной "клубной
музыки".
GABBER
- наиболее быстрая и жесткая разновидность
"хардкора" была изобретена в Голландии в 1989 году. Количество ударов в
минуту для данной разновидности порой доходит до 400, однако в основном
эта цифра находится в пределах 200 BPM. Часто используются ускоренные
смешные сэмплы из детских радио-передач и другие забавные звуковые
зарисовки, которые, как считают, придают музыке некоторую
придурковатость.
GLAM-ROCK
- то же, что и "глиттер-рок". Это
музыкальное течение зародилось в начале 70-х годов в Великобритании.
Для него характерны помпезность, блеск и упор на внешний вид артиста
или музыканта. В текстах много эстетства и фантазии. Основными
представителями этого стиля считаются "KISS", DAVID BOWIE, ALICE
COOPER, "ROXY MUSIC" и др.
HAPPY HARDCORE
- попсовая и наиболее танцевальная
вариация на тему "хардкора". Детские голоски, слащавые мелодии, все тот
же быстрый бит, который, однако, смягчен различными коммерчески
рентабельными звуками и модными синтезаторами. Типичным представителем
этого направления является группа "SCOOTER".
HARD ROCK
- тяжелый рок. В середине 60-х, взяв за
основу "блюз", многие группы, утяжелив это музыкальный стиль, вплотную
подошли к идеям "хард-рока". Как самостоятельный музыкальный стиль
"хард-рок" полностью сложился к концу 1966 года. В это время в Англии и
США одновременно появилось огромное количество ансамблей высочайшего
класса, среди которых - "LED ZEPPELIN", "DEEP PURPLE", "BLACK SABBATH",
"URIAH HEEP" и другие. Каждый из них внес в эту музыку своё
специфическое звучание. Несколько лет "хард-рок" развивался и расширял
свои возможности, но к середине 70-х интерес к этой музыке начал
пропадать. Тем не менее, многие современные исполнители достаточно
часто обращаются к культурному наследию этого стиля.
HEAVY METAL
- логическое продолжение "хард-рока". На
смену старым авторитетам приходила амбициозная молодёжь, у которой
энергии было хоть отбавляй - её то и выплеснули на слушателей в конце
70-х годов. Музыканты этого стиля играли еще тяжелее и быстрее. Со
временем в "металле" появились свои течения, наиболее значимые -
"THRASH" и "SPEED METAL". В этом стиле трудно найти оригинальные пути
для развития и поэтому многие группы были похожи друг на друга. Но были
и настоящие звёзды, например, "METALLICA", "BON JOVI", "DEF LEPPARD",
"SCORPIONS", "AC/DC", "AEROSMITH", "IRON MAIDEN" и др.
HIP-HOP
- вид городской негритянской субкультуры,
вышедший на поверхность, за рамки гетто в начале 80-х годов. Став
модным, вышел за пределы США и охватил на короткий период часть белой
молодежи, способной воспринимать музыку "фанк". Главные составляющие -
рэп, брейк-данс (электрик буги, брейкинг, фриз), граффити и уличные
виды спортивных игр. В 90-е годы наблюдалась вторая волна интереса к
хип-хопу, особенно к рэпу в его новых формах. >br/>
HOUSE MUSIC
- это так называемая "домашняя музыка",
потому что ее можно было сделать в домашних условиях и на дискотеках.
Она появилась в середине 80-х в Чикаго и Нью-Йорке. Ди-джеи используя
несколько проигрывателей, секвенсор и синтезатор при помощи
микширования и наложения треков играли свою музыку, иногда объединявшую
совершенно разных исполнителей. Структура классического "хауса" весьма
проста: стандартный размер 4/4 и не очень быстрый темп (порядка 120
BPM). На вторую и четвертую четверть обычно попадает "сольник" или
клэп, на каждую шестнадцатую долю звучит хэт (в промежутке между
бас-бочкой). "Хаусовые" треки, как правило, наполнены яркими и
красивыми пассажами, мажорными аккордами и простыми, но запоминающимися
мелодиями. Корни стиля идут от такой музыки, как "диско" и "соул".
IDM (INTELLIGENT DANCE MUSIC) - основателем этого
альтернативного направления электронной музыки считается английский
техно-музыкант Richard James, известный как "Aphex Twin". Принято
считать, что стиль зародился в 1989-ом году, а термин был придуман в
глубинах компьютерных сетей в 1993-ем для того, чтобы обозначать им
музыку, которая не укладывалась в рамки никакого из уже существовавших
стилей, либо вообще ни на что не была похожа. С лёгкой руки английских
компьютерщиков, которые этот термин ввели, всю непонятную
экспериментальную techno-музыку (т.е. музыку с использованием
технологий) стали называть тремя буквами IDM. В своё время под
определение данного стиля попадали группы от "Cosmic Baby" до "Cabaret
Voltaire", от "Banco De Gaia" до "Goldie", от "Portishead" до
"Underworld". С тех пор данный стиль преобрёл весьма определённые
рамки.
INTELLIGENT
- музыка с такой характеристикой
предназначается скорее для прослушивания и спокойного
времяпрепровождения, чем для использования на вечеринках, особенно в
качестве оформления танцпола. Существуют интеллиджент-варианты
"джангла", "техно". По сравнению с чистыми стилями их разумные версии
более мелодичные, атмосферные, там можно отследить тему, зачастую очень
даже симпатичную.
JAZZ-ROCK - концептуальное направление, возникшее в
конце 60-х годов на основе синтеза нескольких музыкальных культур -
джаза, фанки-соул, рок-музыки, классики и этнической музыки. Сплав
активности белых и черных музыкантов, древних восточных традиций и
современных западных технологий.
JUNGLE
- стиль родился в Англии в 1988-году. Это
музыкальное направление, которое соединило в себе энергию ломанных
африканских ритмов и возможности современных технологий. "Джангл"
отличает агрессивное звучание, принятый темп: 180-190 bpm, ритмическое
многоголосие, рваная басовая линия, свободное смещение ритмических
рисунков, небольшое тембральное разнообразие. С 1992 года наблюдается
прорыв стиля на большую сцену с синглом группы SL2 "On A Ragga Tip".
Отныне "джангл" пользуется огромной популярностью, особенно у англичан
и продвинутых джазменов. Свидетельство тому подстиль "джангл джаз".
MINIMAL TECHNO
- это всего лишь предельно простой ритм
и несколько специфичных, зачастую синтезированных, звуков с небольшим
количеством различных шумов. С музыкальной точки зрения этот стиль
весьма интересен и оригинален именно из-за максимальной простоты
исполнения.
NEW AGE - разновидность музыки, по большей части -
инструментальной, получившая развитие в связи с активностью нового
класса - "молодых городских профессионалов" - "яппи". Успокаивающая,
благородная, в основном - тихая музыка, базирующаяся на новой классике
и древней медитативности. Не агрессивна, и по своей сути - не
импровизационна. Использует наиболее совершенные электронные технологии
наряду с чисто акустическими звучаниями.
POP-MUSIC
- понятие, охватывающее разнообразные стили,
направления и жанры современной музыки. Впервые термин "поп-музыка"
появился в конце 1950-х гг. и первоначально применялся для обозначения
коммерческой рок-музыки. Ныне к поп-музыке относят все явления
коммерческой музыкально-развлекательной индустрии. Важнейшим средством
распространения поп-музыки являются радио, телевидение и
звукозаписывающие фирмы. Современным рынком сбыта поп-музыки совместно
владеют несколько Европейских и Американских звукозаписывающих
концернов, имеющих тесные связи с радио, прессой, магазинами и
телевидением. Их деятельность обеспечивает постоянную коммерциализацию
и стандартизацию творческих находок, а также продвижение к популярности
артистов-"звезд", узаконивающих или умело копирующих комплекс модных
стилистических признаков.
POST-PUNK
- одна из разновидностей "новой волны",
сменившая "панк-рок" второй половины 70-х. В отличие от "новой волны",
"пост-панк" является понятием в большей мере стилевым, а не
социокультурным, хотя здесь мы тоже имеем дело не с единым стилем, а с
целым их конгломератом. "Пост-панк" появился в 1977-78 годах, когда
британская панк-"истерия" стала потихоньку успокаиваться и
коммерциализироваться. Пришедшим на смену панк-поколению музыкантам
нравился независимый дух и сырое звучание панка, однако, они стремились
выразить свое отношение к окружающему миру с помощью новых средств
выразительности, новых технологий, тембров. К тому же, публика уже
устала от агрессивности, нигилистичности, цинизма, "грязи", которые
выливал на нее "панк". Поэтому в какой-то мере пост-панк стал не только
продолжением, но и реакцией на творчество своих предшественников. Он
вернул в музыку ноту романтичности, иногда даже печали, депрессии,
сосредоточился на проблемах внутренних, личностных. Помимо "панка", на
становление "пост-панка" также ощутимо повлиял танцевальный жанр
"диско", электронный "эмбиент", а также множество других источников -
от "арт-рока" до американского академического минимализма.
Представители "пост-панка" в Британии ("THE CURE", "ECHO & THE
BUNNYMEN", "BAUHAUS", "JOY DIVISION", "JAPAN" и др.) играли музыку
мрачноватую, холодную, нервную. Настроение музыки американских
пост-панкеров рубежа 70-80-х был более позитивным, энергичным,
ироничным. Музыкальный стиль отличался эклектичностью: он сочетал
отдельные черты "рок-н-ролла", "биг-бита", гаражного рока 60-х,
"рокабилли", "кантри", "диско", и все это - на основе танцевального
бита ("THE B-52's", "BLONDIE", "THE CARS", "PRETENDERS" и др.).
PROGRESSIVE - слово, придуманное в среде музыкальных
журналистов, исходно обозначало направление техно-музыки, в котором
акцентировалось отнюдь не умелое сэмплирование и синтезаторные "петли".
Предпочтение отдавалось точном копированию живых инструментов и поиску
удачных коротких мелодий. Впрочем, отдельный стиль так и не
сформировался, так что термин "прогрессив" имеет смысл только как
характеристика (например, "прогрессив хаус" и т.д.)
PUNK
- зародился в 1974 году в Нью-Йорке, а своего
апогея он достиг в 1976 году в Англии. Считается, что это был протест
против официальной рок-музыки, воплотившей отчаяние молодого поколения.
Философия панков элементарна: всеобщий нигилизм и отрицание
общественных ценностей. Основным музыкальным идеологом панк-движения
была группа "SEX PISTOLS".
RAGTIME
- это жанр фортепианной, позже, оркестровой
музыки конца XIX - начала XX века. Получил широчайшее распространение
как на эстраде, так и в быту. Несмотря на кажущуюся лёгкость,
фортепианный стиль "рэгтайма" требует высокого уровня техники.
RAVE - "рэйв", в отличие от обычной танцевальной
вечеринки, нечто вроде коллективной медитации, когда под воздействием
жесткого ритма и электронных мелодий танцующие входят в
полугипнотическое состояние. Сердцем рэйва является ди-джей (DJ). Так
называемых стилей в этой музыке множество, отличаются они зачастую лишь
барабанным рисунком, но делятся на две внушительных группы - "транс" и
"хаус". "Транс" исполняется с применением аналоговых синтезаторов (а
иногда и сэмплированных "живых" инструментов, например, этнических) и
имеет сильное эмоциональное воздействие на слушателя, что отражено в
названии. "Транс" появился в Европе, "хаус" же родился в Нью-Йорке.
Музыка "техно" возникла в Германии в 1987 году, изобрел ее ди-джей по
имени Вестбам (Westbam). Ди-джей, как правило, специализируются в
каком-то одном или нескольких стилях, но есть и универсалы. R&B -
(Rhythm and blues), блюзовый вокально-инструментальный стиль
негритянской музыки 1930-х гг., возникший под влиянием свинга.
Впоследствии коммерциализировался. Считается одной из ранних форм
негритянской рок-музыки. К коммерческим его модификациям, созданным
белыми музыкантами, относятся "рок-н-ролл" и "твист".
ROCK
(сокращенное от rock'n'roll) - направление в
американской и европейской популярной музыке (с 1950-х гг.), родившееся
на волне социальных "нонконформистских" движений молодежи. Зародившись
в США в форме рок-н-ролла, рок-музыка завоевывает широкую популярность
с 60-х гг., благодаря главным образом рок-группам Великобритании - "THE
BEATLES ", "ROLLING STONES " и др. (до 80-х гг. обе страны занимали
ведущие позиции в мировой рок-музыке). Усвоение рок-музыкантами
композиционных и ладогармонических особенностей блюза сыграло решающую
роль в формировании стиля рок-музыки. Ее существенными чертами являются
особая ритмическая пульсация в басу, использование преимущественно
электромузыкального инструментария, обусловливающего повышенный
динамичный тонус музыки, превалирование ритмического и гармонического
начал над мелодическим. В дальнейшем, развиваясь во взаимодействии с
поп-музыкой и в связи с расширением средств шоу-бизнеса, рок-музыка
прошла значительную стилевую эволюцию. Ныне представляет собой
разветвленную культуру, складывающуюся из множества музыкальных течений
со своими особенностями в различных странах.
ROCKABILLY - один из самых спорных стилей популярной
музыки с точки зрения его этимологии. Мало кто в Европе знает, что уже
давно в США "рокабилли" рассматривают как один из подстилей "кантри".
"Рокабилли" сочетает в себе элементы "хиллбилли" и "ритм-н-блюза". Этот
стиль появился на юге США среди белых подростков, смешавших элементы
кантри, энергию "рок-н-ролла" и ритмы негритянской музыки.
ROCK-N-ROLL
- этот термин появился в начале 50-х
годов. Так стали называть чуть видоизмененный черный "ритм-н-блюз".
Белому населению США нужна была своя танцевальная музыка, в основе
которой лежал бы четкий басовый ритм и экспрессивные мелодии. В апреле
1954 года появился сингл "ROCK AROUND THE CLOCK" в исполнении Билла
Хейли - он-то и послужил толчком к резкому возрастанию интереса к этому
стилю. В 50-х годах было много первоклассных исполнителей и
композиторов: Чак Берри, Бадди Холли, Литл Ричард, Джерри Ли Льюис,
Элвис Пресли - все они стояли у истоков "рок-н-ролла". Со временем этот
стиль видоизменялся, вбирая в себя различные музыкальные направления,
тексты песен из развлекательных стали философскими и остросоциальными.
Сейчас это понятие включает в себя всю современную гитарную музыку, за
исключением массовой танцевальной культуры.
SPEED-GARAGE
- стиль клубной танцевальной музыки
появился в 1996 году, а 1997 год стал временем активного разрастания
его в музыкальном мире. Сначала Соединенные Штаты, затем Англия, и
вскоре весь мир стал двигаться под ритмы "speed-garage". Это стало
началом специфического экспериментального "хауса", который из
экспериментального быстро перерос в мощное танцевальное движение, по
праву названное модным словом "speed-garage". Характеризующая черта -
басс-линия, буквально оккупирующая передний план музыкальной картинки и
задающая энергичную подкачку ритма и атмосферы на танцполе, и именно
благодаря этой черте "speed-garage" стремительно популязируется по
всему миру. Кстати, наверное, поэтому некоторые называют "speed-garage"
танцевальной смесью "хауса" и "джангла". Еще одна черта музыки
"speed-garage" - это многочисленные и продолжительные участки на
которых отсутствует бит и которые иногда служат прелюдией ко второй
части композиции, заставляя танцующих взбодриться нарастающей волной
перебивки и накалением атмосферы на танцполе. Hастало время перейти к
непосредственным примерам - их очень много, но приведу самые
ярко-выраженные: Goldie feat. KRS one "Da Digital" (Armand's Speed
Garage Mix), Double 69 "Ripgroove", Ultra Nate "Free" (R.I.P. Up North
Mix), Mousse T , Armand van Helden , Todd Terry , Double 99 , Ultra
Nate , 187 Lockdown , Serious Danger. "Speed Garage" является отличным
клубным танцевальным гибридом старого и нового в современной
танцевальной культуре.
SPEED-METAL - одна из ранних разновидностей "металла",
появившаяся в первой половине - середине 80-х. Она определялась более
быстрым, чем в "классическом" хэви-метал, темпом, большей
агрессивностью, воинственностью, энергетичностью звучания, тяготением к
виртуозному гитарному солированию и скоростному "чесу" в аккомпанементе
(отсюда и название: от англ. speed - скорость), более частой
ритмической сетке (две бочки), более экспрессивной вокальной манере
(очень высокий тенор или "рычащий" (growling) вокал). "Спид-метал" не
вылился в мощное, массовое направление, став, скорее, переходным этапом
к трэш- металу: последние взяли за основу такие его качества, как
высокая скорость исполнения, техничность, напористость, по-своему
интерпретировав их в сторону еще большей агрессии в "трэше". Тем не
менее, влияние "спида" продолжает прослеживаться до сих пор, пусть даже
на уровне отдельных произведений. В числе собственно "спидовых" работ
можно назвать следующие: дебют американской группы "METALLICA", ранние
альбомы канадской группы "EXCITER", немецких "HELLOWEEN", "RAGE",
"BLIND GUARDIAN". Иногда к "спид-металу" относят и творчество таких
мастеров гитарного искусства, как Ингви Малмстин и Джо Сатриани, что не
верно, даже учитывая свойственную этим исполнителям чрезвычайную
техничность, виртуозность и вдохновенность.
SURF
- чисто американский музыкальный стиль, возникший
в начале 60-х годов. Его ярчайшим представителем была группа "BEACH
BOYS", исполнявшая сладкие песенки с простым мотивом.
SWING
- стиль оркестрового джаза, сложившийся на
рубеже 1920-30-х гг. в результате синтеза негритянских и европейских
стилевых форм джазовой музыки. Характерный тип пульсации, основанной на
постоянных отклонениях ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных
долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней
энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия.
SYNTY-POP
- стиль, который стал одним из заметных
явлений в русле ранней "новой волны" (наряду с пост-панком, с которым у
синтез-попа много пересечений). На рубеже 70-80-х недолговременный, но
очень яркий период "панка" завершился. Но некоторым британским
музыкантам идеи "панка" были настолько милы, что расставаться с ними
они не собирались. Такие новаторы, как Гэри Ньюмен (Gary Numan) и
"HUMAN LEAGUE" перешли на синтезаторы и драм-машины, скрещивая
неистовую энергетику "панк-рока" с диско-ритмами и возможностями
электроники, уже проверенными "компьютерными гениями" вроде
"KRAFTWERK", "CAN" и Брайана Ино (Brian Eno). Безупречный баланс между
темной, мрачновато-меланхолической энергетикой и танцевальностью нашли
"DEPECHE MODE". Повернули к синтез-попу "JOY DIVISION" и "NEW ORDER".
Нередко к синтез-попу относят "BRONSKI BEAT", "PET SHOP BOYS", Ховарда
Джонса (Howard Jones) и некоторых других артистов, появившихся на сцене
ближе к середине 80-х. Поначалу весьма некоммерческое, ориентированное
на жесткий, холодноватый синтезаторный звук и минималистские "хуки",
движение "синтез-попа" быстро смодулировало в более развлекательную,
романтичную плоскость, обрело более приглаженный саунд (с формульными
мелодиями и типами аккомпанемента), мажорный настрой. На основе
"пост-панка" и "синтез-попа" в 1981-82 годах стартовало движение
"нового романтизма", позже - электро-попа и "готики".
TECHNO
- этот термин появился в конце 70-ых - начале
80-ых, когда музыкальные композиции преобрели футуристическое звучание,
минималистичность мелодий и механистичный вокал стали нормой, кто-то
решился всё это назвать техно-попом. Ясно, что определяющими атрибутами
"техно" являются всяческие технологии, от драм-машины до сэмплера.
Кроме, так сказать, общего значения, "техно" имеет ещё одно: это
танцевальный стиль с прямым битом и чёткими мелодиями на три-четыре
аккорда. После шквальной волны "детройского техно" конца 80-ых - начала
90-ых этот термин прочно и надёжно закрепился за жёсткой
минималистичной музыкой в темповом диапазоне 130-150 bpm.
TECHNO HARDCORE
- тяжелая, менее абстрактная и более
агрессивная версия "техно". Очень быстрый и прямой бит, обилие
индустриальных звуков, криков, воплей, скрежещущих и воющих
синтезаторных тем. В "хардкоровых" треках очень любят использовать
"крэши", а также эффекты типа "дисторшн". Отличительной чертой этого
стиля является быстрый темр (от 170 до 400BPM) и жесткая бас-бочка,
пропущенная через дисторшн. Стоит сказать, что именно в "хардкоре" в
былые времена стали впервые использовать сломанную ритмику, характерную
для "джангловых" треков. Наряду с прямым битом там можно услышать и
достаточно синкопированные сбивки.
THRASH-METAL
- одна из разновидностей "металла",
возникшая в первой половине 80-х. Первоочередная заслуга в формировании
("трэша" принадлежит американским музыкантам (большинство из них -
уроженцы Калифорнии), которым пришелся по душе британский "хэви-метал".
Восторженные отзывы о "новой волне британского хэви-метал"
просачивались в Америку через прессу, а сама музыка достигала Нового
света на пластинках. В числе групп первого "трэш-эшелона", помимо
"METALLICA", следует назвать "MEGADETH", "EXODUS", "ANTHRAX", "SLAYER",
"OVERKILL", "TESTAMENT", "ANNIHILATOR", "SEPULTURA", "KREATOR" и др.
Для "трэша" характерны жесткие, лапидарные риффы баса и гитары,
"инфернальные" тритоновые обороты (идущие от "BLACK SABBATH"). Темп в
"трэше", как и в "спид-метале", колеблется от умеренно-быстрого до
очень быстрого. Типичным признаком "трэша" является интенсивное
басово-гитарное тремоло и ритмический унисон с очередями двух бочек
(отсюда, собственно и название стиля: от англ. to thrash - молотить,
барабанить). Линии вокала нередко диссонируют с инструментальной
фактурой, хотя в целом вокальную манеру, пусть и достаточно
форсированную никак нельзя назвать антимузыкальной. Роль "трэш-метала"
для дальнейшего развития интернациональной "ортодоксальной" и
"альтернативной" тяжелой музыки трудно переоценить. Разновидностями
"трэша" являются "техно-трэш" и "трэшкор".
TRIP-HOP
- родиной этого стиля считается Англия,
откуда происходят и большинство музыкантов этого направления. Название
"трип-хопу" было присвоено в 1994-ом году, хотя похожую музыку играли
намного раньше. В основе стиля медленное (не более 110 bpm) ломаное
рэп-движение. Чаще всего, это инструментальная музыка, нередко в нём
содержатся элементы джаза. Живые инструменты здесь успешно сочетаются с
электронными.
|
Просмотров: 2074 |
Добавил: TOTmy
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Меню сайта |
|
|
Наш опрос |
|
|
Поиск |
|
|
Календарь |
|
|
Архив записей |
|
|
|
|