Что такое популярная песня. В моем понимании, это не только
средство для зарабатывания определенными музыкальными и
околомузыкальными структурами денежных средств, но и произведение
искусства, живущее вечно или исчезающее через некоторое время, трогающее
сердца миллионов или всего лишь будоражащее некоторые инстинкты
отдельных категорий граждан.
Всему миру известны такие рок (поп) исполнители как, к примеру,
«Beatles», Elton John, «Abba», Sting , Joe Dassin, «A-ha». У мыслящих
людей может возникнуть вопрос: «А где, собственно, наши российские
звезды на мировом музыкальном небосклоне?». Ведь даже маленькая рыбацкая
Исландия, все население которой при желании уместится в одном
Московском микрорайоне, имеет, как минимум двух мировых звезд. «Где наши
российские песни и их исполнители?». Ведь мы живем в стране Ильи
Репина, Игоря Стравинского и Льва Толстого. Почему же наши Александр
Маршал и «Машина времени» (не будем поминать в суе Аллу Борисовну и
дорогого Леонтьева) никому не нужны ни на западе ни на востоке?
Ответ крайне прост. И любой западный музыкальный менеджер объяснит,
что русская рок-поп-музыка абсолютно неинтересна западному слушателю по
причине ее абсолютной вторичности по отношению к Западу. Выражаясь
проще, мы все время на кого-то похожи. Похожи в плане мелодии, в плане
аранжировок, даже в плане внешности и манеры. Мало у нас талантливых
песен и оригинальных идей.
Журналист наиболее качественного российского музыкального издания «In
rock» Владимир Импаллер, побывав на концерте «Rolling stones» в Москве,
где на разогреве играли наши «Сплин», написал в сердцах, что испытал
чувство национального позора (хотя «Сплин», как считают многие - это
чуть ли не самое лучшее, известное, что у нас сегодня есть). И
единственный наш отечественный прорыв - это группа «Тату», т.е. как бы
творческое объединение двух маленьких визжащих девушек, как бы
влюбленных проблемных лесбиянок ведающих людям о своих трудностях. Вам
не стыдно? Мне стыдно. Наивные иностранцы привыкли к искреннему
творчеству и, наверное, приняли эту историю за чистую монету.
Скажете, что рок-поп-музыка это не серьезно? Но какой другой вид
искусства сегодня интересует столько людей, столько молодых людей? Ведь
ни живопись и не поэзия и не классическая же музыка. И откуда такая
мысль, что это не серьезно. Ведь рок-поп музыка она ведь сегодня часть
нашей повседневной действительности и ее влияние просто грандиозно. Она
на ТВ и на радио и в газетах, в нее вложены огромные деньги.
Не знаю как Вам, а мне хочется ответить на вопрос, а почему у нас и в
музыке все так? Ответов на эти вопросы находят несколько. Так, Михаил
Козырев, генеральный директор News media, куда входит «Наше радио»,
говорит о том, что в российском музыкальном бизнесе две раковые опухоли.
Это, во-первых, пиратство (по статистике на каждый диск хорошо
продаваемого артиста приходится от десяти до ста пиратских). В
результате, если на западе заработок звукозаписывающих компаний и
артистов идет, прежде всего, от продажи носителей и атрибутики, а уже
потом только лишь от концертов, то у нас продажи в сотни раз меньше. И
артистам и музыкальным учреждениям зарабатывать приходится в основном на
концертах. Но если бы соотношение лицензионных и пиратских дисков
сократилось до одного к одному, ситуация могла бы в корне изменится. У
музыкальных издателей и звукозаписывающих фирм появились бы необходимые
денежные средства, для того, что бы вложить их в действительно стоящий
музыкальный продукт. А сегодня огромные деньги уходят непонятно кому, а
музыкальные структуры боясь нести большие затраты связанные с раскруткой
какого-нибудь оригинального проекта (так как на его раскрутку денег
вкладывать надо чуть больше) вкладывают денежки в хорошо раскрученную и
дешевую попсу.
Во-вторых, это проплаченные телевизионные эфиры. Т.е, если западные
телекомпании, боясь, что их будут обвинять в отсутствии хорошего вкуса и
в пошлости и рейтинги их упадут, заинтересованы в поиске
высокохудожественных, содержательных, новых оригинальных материалов
(видео клипов и концертных записей) и их демонстрации, в угоду умной (в
плане вкуса) публике. То у нас все происходит с точностью до наоборот.
Т.е., к примеру, за показ нового видео клипа нужно выложить кругленькую
сумму. Это связано с тем, что у телекомпаний не хватает, грубо говоря,
ума и вкуса находить такие музыкальные материалы и так их преподносить
людям, что бы это было интересно, что бы был рейтинг. Поэтому, однажды, в
начале девяностых, они подумали примерно так: «Ну что ж, если на
рейтинге не заработать, так хотя бы срубить по маленькому на показе
этого г….». И наш народ, глядел на голубые экраны и диву давался от
резвящихся на сценах На-ны, Сташевских и различных длинноногих девиц с
прозвищами как у немецких овчарок, вместо имен. А уже потом радиостанции
подхватывают то, что раскручено на телевидении. Если Вы, к примеру,
придете на почти любую кировскую радиостанцию (к примеру «Мария») и
скажете: «Смотрите-ка, я записал гениальную песню». Они послушают ее и,
скорее всего, скажут: «У Вас все слишком хорошо, но никому неизвестно,
поэтому для того, что бы мы включили это в эфир, Вам необходимо
раскошелится на кругленькую сумму».
Да на западе тоже есть попса (сделанная, правда, гораздо лучше, чем
наша). Но при этом каждый музыкальный делец понимает, что песни Бритни
Спирс- это всего-лишь пять лет и можно срубить по малому и отвалить, а, к
примеру, на Бьорк можно зарабатывать десятилетия. Все настоящее не
стареет. К примеру, альбом 1973 года «Обратная сторона луны» группы
«Pink Floyd» до сих пор не выходит из чартов. А недавно переизданные
сборники «Beatles» и «Led Zeppelin» побывали на первом месте многих
западных хит-парадов. А песни «Let it be» и «Hotel California» частенько
можно услышать и сегодня.
Вы можете возразить, мол, да послушаешь нашу музыку, вроде как и
раскручивать-то некого. Рискну с Вами не согласится. Не будем далеко
ходить. Возьмем наших, вятских. Вы что-то слыхали про Питерскую команду
«Торба-на-круче»? Теперь это название у каждого на слуху. Двое
музыкантов из нее вятские – это Макс Иванов и Алексей Пяткин. Эта группа
играла и на Вятской земле и еще как. На одном их выступлении было много
представителей, так сказать, неинтеллектуальной неформальной молодежи с
экстремальными пристрастиями и неприятие с их стороны музыки
«Торбы-на-круче» было неизбежным. Но когда Макс пел песню «Острым по
живому», даже они как-то попритихли, а у некоторых из них на глазах
виднелись слезы. Группа «Торба-на-круче» настолько талантлива, что
умудрилась без особых денежных вложений, в основном за счет хорошего к
ней отношения, стать в России достаточно известной. А Московский проект
«Ромислокус», который играл в Кирове несколько лет. Кто-нибудь слышал?
Пока нет. А группа приглашена в турне по странам западной Европы. Они
умудрились, понимая, что в России с ее недалеким слушателем и
отсутствием цивилизованной музыкальной индустрии ей ничего не светит,
пробиться через интернет. Теперь песни этой команды крутятся на
радиостанциях чуть ли не всей земли и даже занимают места в некоторых
хит-парадах. А еще была группа «Вино», вятские бас-гитарист группы
«Любэ», барабанщик группы «Пилот». Так что дело не в талантах, а скорее в
отсутствии в России цивилизованной музыкальной индустрии.
Третей причиной можно назвать абсолютную темноту населения России в
вопросах музыки. В годы застоя нас окучивали советской эстрадой, в
общем-то, качественной и светлой, но несколько однообразной. А теперь мы
бедные, уставшие и с похмелья, у нас сосед уголовник, мы не хотим там
особо думать. А душа-то она все равно требует чего-то такого, вот и
тянемся к приемникам и слушаем, что дают. А дают не бог весть что.
И если вы, будучи музыкантом, обратились к нашим музыкальным
воротилам, владельцам теперешних звукозаписывающих фирм. Они послушают и
скажут, примерно, следующее: «Чувак, это действительно клево и мы-то
тебя понимаем. Но народ-то тебя не поймет, народ-то он глупый. Народ
сейчас в лучшем случае слушает «Мумий Тролля», «Смысловые галлюцинации» и
«Би-2». Но, что самое смешное, точно так же к нему вчера приходили
«Мумий Тролль», «Смысловые галлюцинации» и «Би-2» (а это уже не самая
худшая музыка) и он им говорил то же самое, что нужно быть похожими на
На-ну и Сташевского. Так что получается какой-то замкнутый круг и если
кто действительно тупой, так это не народ, а эти самодовольные,
ожиревшие и ничего не видящие и не понимающие «босы нашей популярной
музыки».
Но все же кое - что меняется. «Мумий Тролль» и «Смысловые
галлюцинации», Земфира - это уже гораздо лучше, чем то, что было в
средине девяностых. В России появился Миша Козырев и «Наше Радио», где,
вы не поверите, большая часть музыки действительно интересная. Этот
человек исходит, в отличие от вышеуказанных босов не из того, что надо
«крутить» то, что «пипл хавает» сегодня, а из того, что будет популярным
завтра. Хотя он тоже вынужден действовать в рамках определенного
формата, т.е. включать самую легкую для понимания часть нашей русской
музыки. А еще в стране появляются небольшие, независимые частные
радиостанции ориентированные на слушателя с хорошим вкусом. Появляютсяь
честные региональные рок-фестивали. Например, «Трампline» (Чебоксары),
«Подъем» (Киров). А сколько различных музыкальных коллективов по
регионам. Очень талантливых! Вы представляете, насколько нужно понимать,
что то, что ты делаешь не случайно, что бы не останавливаться и творить
дальше, когда все против тебя. Как сказал один товарищ про них: «Этих
людей колбасит, они не могут не петь, они с богом разговаривают
напрямую». И не смотря на поддельные отечественные хит-парады, на
непонимание, запреты и не любовь сильных мира сего, такие люди конечно
пробьются. В это хочется верить.
Мы часто считаем, что культура и музыка не самое главное в жизни. Что
есть вещи которые действительно влияют на нашу жизнь. Такие как
политика, производство, валовой продукт и рентабельность. Но с другой
стороны, подумайте, каким было человечество до появления «The Beatles» с
их песенками о любви и каким оно стало после их появления. Так что
давайте думать о нашей популярной музыке. Хочется обратиться к власть
имущим и имеющим кой-какие денежные средства. Давайте тратить больше на
развитие нашей популярной музыки. Поймите, что чем больше будет светлых
песен звучащих в эфире, тем наша повседневная действительность станет
светлее. Духовность она не всегда в церкви. Она иногда в людях и в
песнях этих людей.